Подготовка водителей, экологическая безопасность, повышение квалификации преподавателей общего,среднего образования по ИКТ.

Эксперты высказались против реформы получения водительского удостоверения

« Назад

Эксперты высказались против реформы получения водительского удостоверения 12.11.2018 07:19

Закончилось общественное обсуждение нашумевшего проекта по реформированию порядка приема экзаменов на водительское удостоверение. Итоги этого обсуждения размещены на портале проектов правовых актов. Большинство отзывов оказались отрицательными.

Напомним, что этот проект предусматривает отмену первого практического экзамена, который проводится на закрытых площадках или автодромах. Проверять наличие навыков управления транспортными средствами у кандидатов на получение прав предполагается сразу же на улицах. То есть, в боевых условиях. Площадки остаются только для приема экзаменов на мотоциклах, мопедах и квадрициклах. Способов приема у них экзаменов в городских условиях еще не разработано.

Такое предложение вызвано в том числе и тем, что у экзаменационных подразделений ГИБДД довольно часто нет своих экзаменационных площадок. Поэтому первый практический экзамен принимается, как правило, на площадках самих автошкол.

Некоторые чиновники считают, что если ГИБДД использует площадки автошкол, то таким образом создаются преференции для одних образовательных учреждений, и это плохо сказывается на конкуренции между ними. Но вряд ли это весомый аргумент для отмены целого экзамена.

Надо сказать, что последние изменения требований к экзаменам произошли в 2016 году. Тогда, чтобы соответсвовать этим требованиям, чтобы подготовить к ним учеников, автошколам пришлось значительно вложиться в тоже оборудование площадок. Однако, если теперь от них откажутся, то получится, что все эти вложения были напрасными.

Это напоминает историю, которую уже проходили. Когда вышел регламент ГИБДД, предусматривающий организацию автоматизированных автодромов. Регламент просуществовал недолго. Но некоторые автошколы вложились в эти проекты и построили автоматизированные автодромы, которые сейчас, по сути, оказались не нужны.

При обсуждении было поставлено пять вопросов. На вопрос, какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования, получено 152 ответа. Из них 135 человек, а это 89 процентов, дали отрицательные отзывы. И только 17 экспертов - положительные.

На вопрос, какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования, ответили 140 человек. Из них 113 - выгод и преимуществ не увидели. Не посчитали эффективным способ решения проблемы 109 экспертов из 135. Общее мнение по предлагаемому регулированию оказалось отрицательным у 112 экспертов из 137.

К проекту было направлено 111 экспертных заключений и предложений. Из них 97 - с критикой и замечаниями. При этом разработчик учел 14 мнений, частично учел семь и не учел вовсе мнения 90 экспертов.

Как сообщила корреспонденту "РГ" президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, итоги общественного обсуждения проекта показывают, что большинство образовательных организаций категорически против предлагаемых нововведений. Большой общественный резонанс также вызвала норма об аннулировании результатов экзамена.

Большинство экспертов высказали мнение о том, что при отмене экзамена на площадке есть риски резкого снижения качества подготовки водителей в целом, всплеска недобросовестной конкуренции, роста аварийности, роста необъективности оценки сдачи практического экзамена, утраты наработанной материальной базы для приема экзаменов.

Кроме того, большинство экспертов опасаются, что предлагаемый подход негативно скажется на работе добросовестных автошкол, выполнивших все требования действующего законодательства, а выгоду получат недобросовестные автошколы, которые никогда не имели площадок и автодромов.

Представители ГИБДД считают, что прием экзаменов не касается образовательного процесса, а поэтому не может повлиять на качество подготовки водителей в автошколах. Однако эксперты считают иначе. Процессы обучения и экзамена, по их мнению, неразрывно связаны и взаимно влияют друг на друга. Любые колебания нормативной базы, затрагивающие автошколы и ГИБДД, всегда отражались на качественном состоянии рынка образовательных услуг по подготовке водителей. Татьяна Шутылева напомнила историю 2010 года, когда была отменена норма по выдаче автошколам актов ГИБДД.

Тогда за один год количество автошкол увеличилось практически в два раза - с 6 до 11 тысяч. А сколько из них было теневых - и говорить не приходится. Поэтому косвенное влияние иногда может быть сильнее любой прямой нормы. Напомним, что сейчас площадки - это некий сдерживающий фактор для появления мошеннических автошкол. Хотя зачастую такие автошколы обходят это требование, заключая фиктивные договоры аренды. Именно поэтому были подготовлены проекты приказов МВД о порядке выдаче заключений на соответствие учебно-материальной базы автошкол, а также на соответствие учебных программ.

В них была заложена формула расчета пропускной способности автодрома. Если автодром не позволял пропустить заявленое количество учеников, то заключение не должно было выдаваться. Однако эти проекты получили отрицательные отзывы, и приказами так и не стали.

Упрощение требований к автошколам в первую очередь оборачивается проблемой для будущих водителей. Ведь мошеннические автошколы, собирая деньги с клиентов, навыков управления не дают, а поэтому позволяют себе демпинговать на рынке. Понятно, что человек предпочтет пойти учиться туда, где дешевле, а не туда, где действительно обучают, но значительно дороже. В итоге, клиентов у законопослушных автошкол не хватает, а мошенники процветают.

Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск №7693 (230)


Новости
04 апреля 2024
С 1 апреля 2024 года автомобилистов ждет ряд нововведений при сдаче экзамена на права в ГИБДД. В частности, заработают изменения в ст. 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», появится новый регламент по сдаче практического экзамена на водительские права в ГИБДД, а вступят в силу поправки в положение о лицензировании образовательных организаций.

Объясняем, что важно знать каждому.

1. Учеников «серых» автошкол не допустят к экзаменам
Автомобилисты, которые воспользовались услугами так называемых «серых» автошкол рискуют остаться не допущенными к экзаменам на права в ГИБДД. Речь идет об автошколах, которые обладают необходимой материально-технической базой только на бумаге. Например, фактически у них нет площадок, образовательных классов, тренажеров и так далее. Дело в том, что с 1 апреля инспекторы ГИБДД будут проверять у всех автошкол заключение о соответствии учебно-материальной базы. Если автошкола не получит этот документ, она не сможет получить свою первую лицензию на ведение образовательной деятельности или продлить уже действующую. Учеников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.

Однако член Союза автошкол России Сергей Матвеев в беседе с Autonews.ru заявил, что такое нововведение не коснется большинства учеников. По его словам, у работающих официально автошкол такой документ уже есть — иначе они не могли бы обучать кандидатов.

«Чтобы получить разрешение на работу, автошколы пишут заявления в ГИБДД. Те приезжают и проверяют, соответствует по списку, все ли необходимое есть в наличии. Это, например, учебные автомобили, плакаты. Без этой проверки просто нельзя начать работу. Если все хорошо, автошкола получает нужное заключение, и если в базе ничего не меняется, нет новых классов, автомобилей, это разрешение действует бессрочно, — объяснил Матвеев. — Новые участники рынка три-четыре года назад получали такие разрешения на пять лет, то есть никаких проблем для учеников я не ожидаю. Изменения просто уточнили, что автошколы после проверки должны получить еще и заключение. Думаю, что в предыдущей версии документа про это просто забыли».

Тем не менее эксперт признал, что ученикам стоит проверять, есть ли такой документ у автошколы, чтобы не столкнуться с запретом на сдачу экзамена.

В свою очередь автоэксперт и юрист Катерина Соловьева также считает, что большинство автошкол к этому изменению давно готовы. Однако, по ее словам, «риск столкнуться с недобросовестной автошколой у учеников есть всегда».

При сдаче вождения в ГИБДД разрешат чаще ошибаться
Согласно новому регламенту с 1 апреля будущим водителям при сдаче практики с инспекторами ГИБДД разрешат чаще ошибаться. Сейчас, согласно регламенту, во время проверки «вождения» можно набрать 5 штрафных баллов. С 1 апреля — можно будет уже 7. «В подпункте 186.2 пункта 186 цифру «5» заменить цифрой «7», — говорится в обновленном тексте регламента.

Грубые ошибки:
движение без ремня безопасности
действие или бездействие кандидата, которые привели к необходимости экзаменатора вмешаться в процесс управления
не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество
выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1
пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора регулировщика)
нарушил правила выполнения обгона
нарушил правила выполнения поворота
нарушил правила выполнения разворота
нарушил правила движения задним ходом
нарушил правила проезда железнодорожных переездов
превысил разрешенную максимальную скорость движения
использовал во время движения телефон.
Средние ошибки:
выехал на перекресток или остановился на пешеходном переходе при образовавшемся заторе
нарушил правила остановки или стоянки
не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой
в установленных случаях не снизил скорость и (или) не остановился
нарушил правила перевозки пассажиров
нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
не приступил к выполнению задания экзаменатора (проигнорировал)
допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
допустил ошибку при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом
допустил ошибку при выполнении остановки и начале движения на подъеме и на спуске
допустил ошибку при выполнении остановки для безопасной посадки или высадки пассажиров.

По мнению Матвеева, такая «поблажка» действительно может помочь при сдаче практики, ведь иногда будущие водители допускают мелкие промахи, а потом собираются с силами и успешно сдают тест. Однако он обратил внимание, что во многом экзамен так и остается зависимым от настроения инспектора ГИБДД.

«Придраться можно к любому водителю. Можно гонять кандидата сколько угодно, пока не выполнены все упражнения. Но в целом это изменение правда может помочь — так, допущение одной грубой ошибки ценой 5 баллов еще не будет значить, что водитель не сдал. И это может сработать, что сдавать будут лучше», — считает участник отрасли.

В свою очередь Соловьева считает, что такая поправка связана еще и со стремлением нивелировать строгость формализма в части подсчета штрафных баллов.

«К примеру, тронулся ученик с места, не пристегнулся. Через три метра сам же нажал на тормоз, вспомнил, пристегнулся. Формально это минус балл. И инспектор не может их не минусовать, так как весь процесс чаще всего снимают на камеру. А в данном случае это формальность», — сказала юрист.

3. Переносят сроки для пересдачи экзаменов в ГИБДД
Менее удобными для кандидатов в водители теперь станут сроки для пересдачи экзаменов. Это касается тех, кто не смог успешно сдать вождение после трех попыток. До изменений прийти на четвертую и последующие пересдачи кандидаты могут не ранее, чем через месяц и не позже, чем через 3 месяца.

Так, с 1 апреля 2024 года, если автомобилист не сдал вождение три раза, прийти на следующую пересдачу он сможет уже не ранее, чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Как ранее объясняли в ГИБДД при обсуждении таких изменений, водители использовали пересдачи как возможность «потренироваться». Теперь же кандидатам придется использовать время до последующей пересдачи для более ответственной подготовки.

В свою очередь Матвеев предупредил о дополнительных рисках для тех, кто пересдает экзамен в третий раз и для тех, кто такую попытку провалил.

«Начиная уже с февральского набора все те водители, которые не сдали вождение с третьей попытки, следующий шанс смогут использовать только через 6-9 месяцев. Зная эти ужесточения, ученики, теоретически, должны требовать от автошкол лучше их готовить, чтобы не застрять без прав еще на полгода, — сказал эксперт. — При этом автошколы не превращают людей в водителей автоматически, там только дают навыки. И такие навыки, если их не освежать, быстро стираются. Поэтому если выпускник автошколы через 3 месяца так и не сел за руль, в дальнейшем это будет сделать только труднее».

Он также отметил, что из-за дополнительных переживаний остаться еще на полгода без удостоверения сдать «вождение» с третьей попытки станет еще сложнее.

«Поэтому третья попытка будет теперь почта всегда провальной, потому что водитель будет думать, что ему надо будет опять брать дополнительные уроки, тратить время и деньги. Сейчас несколько часов дополнительного наката будут стоить около 15 тыс. руб. при цене обучения в 20 тыс. В дальнейшем есть риск, что такой провалившийся ученик просто забудет, отложит обучение, а через полгода вспомнит, что надо бежать пересдавать. И надо будет опять брать уроки вождения. А ведь у него еще и сданная «теория» сгорает через полгода», — предупредил участник отрасли.

При этом, по мнению Матвеева, изменения с увеличением срока ожидания последующей пересдачи связано скорее с нехваткой принимающих экзамены инспекторов ГИБДД, нежели с заботой о повышении безопасности на дорогах.

4. К экзаменам ГИБДД допустят не всех
Изменения также принесут запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД в ряде дополнительных случаев. С 1 апреля не разрешать сдавать экзамен или выдавать водительские удостоверения следующим лицам:

лишенным водительских прав;
тем, кто не выполнил условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
тем, кого поймали на езде в нетрезвом виде или на отказе проходить медосвидетельствование (таким водителям нельзя будет сдавать экзамен в течение года с момента исполнения постановления);
лишенным права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением автомобиля.
5. Часть водительских удостоверений перестанут действовать
Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», части автомобилистов в России после 1 апреля 2024 года придется пересдавать на права. Иначе их водительские удостоверения перестанут действовать.

Недействительными водительскими правами в России начнут считать:

иностранные национальные и международные водительские удостоверения по истечении одного года с даты получения иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России;
полученные россиянами за границей иностранные национальные водительские удостоверения по истечении одного года с даты первого въезда в Россию после получения таких прав.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России.

Таким образом, если, к примеру, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там, а 1 апреля 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД и оформление российского документа. Если такой же российский автомобилист с иностранным водительским удостоверением въедет в Россию 1 июня 2024 года, у него также будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года. С иностранцами логика такая же — после получения ВНЖ или гражданства России на замену прав у них также будет один год.

Чтобы получить водительские удостоверения российского образца, пересдать придется только теорию.

Если не переучиться на права, при встрече с инспекторами ГИБДД будет считаться, что прав у таких водителей нет вообще. За это последует штраф по ч.1. ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством): от 5 тыс. до 15 тыс. рублей.

 
18 апреля 2021

Первое коллективное обращение автошкол по поводу нового регламента отправляем начальнику ГУ ОБДД генералу Черникову М.Ю.

Обращение подписало 375 автошкол, цифра хорошая — есть шанс, что уронят не в корзину, а прочитают. И может быть даже примут меры. В общем, ждём официал

Обращение в ГУ ГИБДД Черникову М Ю

Читайте нас: