Подготовка водителей, экологическая безопасность, повышение квалификации преподавателей общего,среднего образования по ИКТ. проектной и экскурсионной деятельности.

Образовательные стандарты

   

 

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: Начальное профессиональное образование

ПРОФЕССИЯ: водитель транспортного средства категории "В" ОСТ 9 ПО 04.02.02-96

Дата введения 15 октября 1996 г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный компонент стандарта начального профессионального образования Российской федерации по профессии водитель транспортно­го средства категории "В" включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения.

Организация обучения по профессии осуществляется в соот­ветствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.04-94).

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы.

В структуре Федерального компонента содержания профессионального цикла выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которые должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучении при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.

Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой).

2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

названия модулей выделяются курсивом;

названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

номер основного обобщающего учебного элемента включает номер блока и порядковый номер данного элемента;

узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;

для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

для учебных элементов, после которых уровень усвоения не ука­зан, подразумевается первый уровень;

уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Учебные планы и программы для организации обучения по профессии водитель транспортного средства категории "В" разрабатываются Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Инс­титутом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также документов национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образо­вания.

Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и их уровни усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по специальности и аттестации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам документов государственного образца о квалификации.

Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по специальности, как в государственных, таки негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия: Водитель транспортного средства категории "В"

2. Назначение профессии

Водитель транспортного средства категории "В" имеет право управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; на управление автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; осуществляет перевозки пассажиров и грузов.

Профессиональные знания и навыки водителя позволяют ему подготавливать автотранспортное средство к эксплуатации в различных погодных и дорожных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения.

Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

Оформление и ведение установленной путевой документации.

3.Квалификация

В системе непрерывного профессионального образования водитель транспортного средства категории "В" относится к первой ступени квалификации.

Обучение по данной профессии может осуществляться самостоятельно в соответствии с требованиями Стандарта.

Повышение квалификации водителя транспортного средства осуществляется для углубления и расширения начальных знаний и умений, а также получения смежной профессии.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

 

 Вид профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

Управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя не превышает восьми и управление автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Основы безопасного управления транспортными средствами.

Правовая ответственность водителя.

Соблюдение Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения.

Оказанием первой медицинской помощи пострадавшим на дорогах.

Доврачебная медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Проверка технического состояния транспортного средства и устранение возникших во время работы мелких эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов.

Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля.

 

 

 5. Специфические требования

Возраст к концу обучения 18 лет.

Пол водителя транспортного средства не регламентируется.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопока­заний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ "В"

 

1.1. Транспортное средство категории "В" (2)

1.1.1. Общее устройство автомобиля: классификация, технические характеристики.

1.1.2. Общее устройство и работа двигателя: кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы охлаждения и питания, смазочная система; неисправности, их признаки и способы их устранения.

1.1.3. Электрооборудование: источники и потребители электроэнергии, система зажигания, потребители; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.4. Трансмиссия: устройство и назначение трансмиссии; сцепление, коробка передач, карданная и главная передачи; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.5. Несущая система: кузов легкового автомобиля, передняя подвеска, задняя подвеска, дополнительное оборудование; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.6. Механизмы управления: рулевое управление, тормозные системы; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.7. Основы технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание, порядок выполнения работ по техническому обслуживанию, устранение мелких эксплуатационных неисправностей автомобиля.

 

1.2. Правила дорожного движения (2)

1.2.1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1.2.2. Дорожные знаки, дорожная разметка и ее характеристика. Регулирование дорожного движения.

1.2.3. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования и железнодорожных переездов. Особые условия движения.

1.2.4. Перевозка людей и грузов.

1.2.5. Техническое состояние транспортных средств.

1.2.6. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.

 

 1.3. Основы безопасного управления транспортными средствами

1.3.1. Техника пользования органами управления автомобилем (2).

1.3.2. Управление автомобилем в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке (3).

1.3.3. Управление автомобилем в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, в особых и сложных дорожных условиях (3).

1.3.4. Дорожно-транспортные происшествия (2).

1.3.5. Эксплуатационные показатели автомобиля, профессиональная надежность водителя, основы психофизиологии труда водителя, этика водителя, дорожные условия (2).

1.3.6. Административная и дисциплинарная ответственность водителя за нарушение Правил дорожного движения, уголовная ответстве­нность за автотранспортные преступления (2).

1.3.7. Гражданская ответственность за причинение вреда, правовые основы охраны природы (2).

 

1.4. Доврачебная медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (2)

1.4.1. Дорожно-транспортный травматизм, медицинское оснащение транспортных средств.

1.4.2. Общие положения, основы анатомии и физиологии человека, состояние опасное для жизни.

1.4.3. Первая помощь при травмах и пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

1.4.4. Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

 

1.5. Вождение транспортного средства категории "В" (3)

1.5.1. Начальное обучение.

1.5.2. Маневрирование.

1.5.3. Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения.

1.5.4. Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения.

1.5.5. Особые условия вождения.

1.5.6. Совершенствование навыков управления.

 

 

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: Начальное профессиональное образование

ПРОФЕССИЯ: 18511 Слесарь по ремонту автомобилей

 

Рассматриваемая в настоящем стандарте профессия «Слесарь по ремонту автомобилей», в связи с насыщением рынка автомобилями разных марок и годов выпуска, различных стран, не обеспеченных запасными частями, существенно усложнилась и обогатилась по составу работ. Практически исчезла схема деятельности слесаря по принципу «Снять – заменить - поставить». Сегодня многим слесарям приходиться реставрировать, восстанавливать и зачастую  изготавливать запасные части, узлы и детали автомобилей, особенно если станция находится вдали от населенных пунктов, промышленных предприятий и т.д. Такие ответственные функции, как диагностика и принятие решения по проводимому ремонту, так же ложатся на его плечи. Слесарь сам принимает автомобиль от клиента, сам оценивает стоимость работ, сам ремонтирует и сам сдает отремонтированный автомобиль. В таких условиях очень сложно одному слесарю производить устранение любых неисправностей, так как это требует очень высокой квалификации, которая достигается годами. В связи с этим в практике сложилась естественное разделение профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» по специальностям.

Наиболее распространены в практике следующие:

  1. Моторист (ремонт силовых агрегатов)
  2. Ходовик (ремонт подвески и узлов трансмиссии)

Зачастую специализация производится и по маркам автомобилей, например – ремонт только автомобилей Ниссан, Мерседес, Ауди и т.д. И это совершенно оправдано, так как специализация позволяет повысить качество работ.

Современному слесарю необходимо не только знать технологию ремонта того или иного узла автомобиля, но и обладать навыками смежных профессий. Так кузовщик должен иметь навыки сварочных работ и уметь пользоваться механическим режущим инструментом. Моторист должен иметь навыки работы на станочном оборудовании.

Для того чтобы овладеть всеми перечисленными  специальностями в профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» и смежными профессиями, срока обучения  в автошколе явно не достаточно. Поэтому настоящим учебным планом предусмотрено получение одной из перечисленных специальностей, с возможностью дальнейшего совершенствования мастерства путем изучения других специальностей на краткосрочных курсах, а так же получение навыков по одной из смежных профессий.

Окончательная специальность определяется вариативной частью учебного плана, и после прохождения производственной практики.

                  

Проффесиональная характеристика

            Работает, как правило, на частных малых предприятиях технического обслуживания автомобилей, или на принципе самозанятости, а так же на передвижных станциях технической помощи. Самостоятельно проводит диагностику автомобилей, оценку работ, производит ремонтные работы, сдает автомобиль заказчику. Производит необходимые бухгалтерские операции, при необходимости  отчитывается  перед налоговыми органами, руководит слесарями более низкой квалификации находящимися в подчинении.

 

Должен знать:

Устройство наиболее распространенных марок легковых и грузовых  малотоннажных  автомобилей, микроавтобусов. Электронные и монтажные схемы автомобилей, каталоги, технологические условия на сборку ремонт и регулировку приборов, узлов и агрегатов. Методы выявления и способы устранения сложных дефектов, обнаруженных в процессе диагностики и ремонта, сборку и испытания агрегатов узлов и приборов; Правила и  режим испытаний, технические условия на испытание приборов, узлов и агрегатов автомобилей;  Типы кузовов автомобилей, материалы кузовов, техобслуживание кузовов, защита, технологию ремонта элементов кузовов их разборку и сборку; 

 Должен уметь выполнять следующие работы:

            Проводить мелкосрочный ремонт автомобилей и их обслуживания. Производить разборку-сборку и полный ремонт двигателей: - замену вкладышей, подбор поршней, сборку с шатунами замену колец, притирку клапанов и т.д.  Ремонт элементов силовых агрегатов и трансмиссии – коробки передач, редукторов, дифференциала ШРУСов их замену и установку. Ремонт и замену элементов подвески – рессор, амортизаторов, сайлентблоков, тяг, шаровых опор, рулевых наконечников, производить дефектовку кузовов автомобилей, проверку деформированных кузовов разборку-сборку кузовов, антикоррозийную  защиту. Проводить регулировку и настройку узлов, агрегатов и систем автомобиля. 

 

            Учебный план является Государственным документом, определяющим содержание  и общие условия обучения. В учебном плане дается перечень учебных предметов, определяется порядок и последовательность их изучения , указывается количество часов отведенных на каждый предмет, перечисляются выносимые на экзамены предметы, устанавливается режим учебных занятий. Предметы в учебном плане располагаются так, чтобы обеспечить связь между ними. Время на изучение каждого предмета в учебном плане определено в зависимости от его важности для профессиональной  подготовки. На производственное обучение отводиться максимально возможное количество времени. Ведущим является профессиональный цикл, в который входят Специальная технология, производственное обучение, производственная практика. 

            Завершается полный учебный курс  сдачей  экзаменов, на основании которых выпускнику присваивается профессия «Слесарь по ремонту автомобилей » .

            

 

Читайте нас: