Подготовка водителей, экологическая безопасность, повышение квалификации преподавателей общего,среднего образования по ИКТ.

Образовательные стандарты

   

 

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЗОВАНИЕ: Дополнительное  профессиональное образование

ПРОФЕССИЯ: водитель транспортного средства категории "В" ОСТ 9 ПО 04.02.02-96

Дата введения 15 октября 1996 г.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный компонент стандарта начального профессионального образования Российской федерации по профессии водитель транспортно­го средства категории "В" включает документы:

а) профессиональную характеристику;

б) федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения.

Организация обучения по профессии осуществляется в соот­ветствии с Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.04-94).

Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы.

В структуре Федерального компонента содержания профессионального цикла выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которые должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучении при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.

Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней:

1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой).

2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.

3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.

При изложении федерального компонента принят следующий порядок:

названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;

названия модулей выделяются курсивом;

названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;

номер основного обобщающего учебного элемента включает номер блока и порядковый номер данного элемента;

узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;

для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;

признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;

для учебных элементов, после которых уровень усвоения не ука­зан, подразумевается первый уровень;

уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.

Учебные планы и программы для организации обучения по профессии водитель транспортного средства категории "В" разрабатываются Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации на основе Модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Инс­титутом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также документов национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образо­вания.

Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и их уровни усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по специальности и аттестации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам документов государственного образца о квалификации.

Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по специальности, как в государственных, таки негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия: Водитель транспортного средства категории "В"

2. Назначение профессии

Водитель транспортного средства категории "В" имеет право управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; на управление автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; осуществляет перевозки пассажиров и грузов.

Профессиональные знания и навыки водителя позволяют ему подготавливать автотранспортное средство к эксплуатации в различных погодных и дорожных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения.

Оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

Оформление и ведение установленной путевой документации.

3.Квалификация

В системе непрерывного профессионального образования водитель транспортного средства категории "В" относится к первой ступени квалификации.

Обучение по данной профессии может осуществляться самостоятельно в соответствии с требованиями Стандарта.

Повышение квалификации водителя транспортного средства осуществляется для углубления и расширения начальных знаний и умений, а также получения смежной профессии.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

 

 

 Вид профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

Управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя не превышает восьми и управление автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Основы безопасного управления транспортными средствами.

Правовая ответственность водителя.

Соблюдение Правил дорожного движения.

Правила дорожного движения.

Оказанием первой медицинской помощи пострадавшим на дорогах.

Доврачебная медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

Проверка технического состояния транспортного средства и устранение возникших во время работы мелких эксплуатационных неисправностей, не требующих разборки механизмов.

Устройство и техническое обслуживание легкового автомобиля.

 

 

 5. Специфические требования

Возраст к концу обучения 18 лет.

Пол водителя транспортного средства не регламентируется.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопока­заний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БЛОК ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ "В"

 

1.1. Транспортное средство категории "В" (2)

1.1.1. Общее устройство автомобиля: классификация, технические характеристики.

1.1.2. Общее устройство и работа двигателя: кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения, системы охлаждения и питания, смазочная система; неисправности, их признаки и способы их устранения.

1.1.3. Электрооборудование: источники и потребители электроэнергии, система зажигания, потребители; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.4. Трансмиссия: устройство и назначение трансмиссии; сцепление, коробка передач, карданная и главная передачи; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.5. Несущая система: кузов легкового автомобиля, передняя подвеска, задняя подвеска, дополнительное оборудование; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.6. Механизмы управления: рулевое управление, тормозные системы; неисправности, их признаки и способы устранения.

1.1.7. Основы технического обслуживания: ежедневное техническое обслуживание, порядок выполнения работ по техническому обслуживанию, устранение мелких эксплуатационных неисправностей автомобиля.

 

1.2. Правила дорожного движения (2)

1.2.1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1.2.2. Дорожные знаки, дорожная разметка и ее характеристика. Регулирование дорожного движения.

1.2.3. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств. Проезд перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования и железнодорожных переездов. Особые условия движения.

1.2.4. Перевозка людей и грузов.

1.2.5. Техническое состояние транспортных средств.

1.2.6. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.

 

 1.3. Основы безопасного управления транспортными средствами

1.3.1. Техника пользования органами управления автомобилем (2).

1.3.2. Управление автомобилем в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке (3).

1.3.3. Управление автомобилем в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, в особых и сложных дорожных условиях (3).

1.3.4. Дорожно-транспортные происшествия (2).

1.3.5. Эксплуатационные показатели автомобиля, профессиональная надежность водителя, основы психофизиологии труда водителя, этика водителя, дорожные условия (2).

1.3.6. Административная и дисциплинарная ответственность водителя за нарушение Правил дорожного движения, уголовная ответстве­нность за автотранспортные преступления (2).

1.3.7. Гражданская ответственность за причинение вреда, правовые основы охраны природы (2).

 

1.4. Доврачебная медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (2)

1.4.1. Дорожно-транспортный травматизм, медицинское оснащение транспортных средств.

1.4.2. Общие положения, основы анатомии и физиологии человека, состояние опасное для жизни.

1.4.3. Первая помощь при травмах и пострадавшим при несчастных случаях на дорогах.

1.4.4. Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

 

1.5. Вождение транспортного средства категории "В" (3)

1.5.1. Начальное обучение.

1.5.2. Маневрирование.

1.5.3. Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения.

1.5.4. Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения.

1.5.5. Особые условия вождения.

1.5.6. Совершенствование навыков управления.

 

 

Новости
04 Апреля 2024
С 1 апреля 2024 года автомобилистов ждет ряд нововведений при сдаче экзамена на права в ГИБДД. В частности, заработают изменения в ст. 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», появится новый регламент по сдаче практического экзамена на водительские права в ГИБДД, а вступят в силу поправки в положение о лицензировании образовательных организаций.

Объясняем, что важно знать каждому.

1. Учеников «серых» автошкол не допустят к экзаменам
Автомобилисты, которые воспользовались услугами так называемых «серых» автошкол рискуют остаться не допущенными к экзаменам на права в ГИБДД. Речь идет об автошколах, которые обладают необходимой материально-технической базой только на бумаге. Например, фактически у них нет площадок, образовательных классов, тренажеров и так далее. Дело в том, что с 1 апреля инспекторы ГИБДД будут проверять у всех автошкол заключение о соответствии учебно-материальной базы. Если автошкола не получит этот документ, она не сможет получить свою первую лицензию на ведение образовательной деятельности или продлить уже действующую. Учеников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.

Однако член Союза автошкол России Сергей Матвеев в беседе с Autonews.ru заявил, что такое нововведение не коснется большинства учеников. По его словам, у работающих официально автошкол такой документ уже есть — иначе они не могли бы обучать кандидатов.

«Чтобы получить разрешение на работу, автошколы пишут заявления в ГИБДД. Те приезжают и проверяют, соответствует по списку, все ли необходимое есть в наличии. Это, например, учебные автомобили, плакаты. Без этой проверки просто нельзя начать работу. Если все хорошо, автошкола получает нужное заключение, и если в базе ничего не меняется, нет новых классов, автомобилей, это разрешение действует бессрочно, — объяснил Матвеев. — Новые участники рынка три-четыре года назад получали такие разрешения на пять лет, то есть никаких проблем для учеников я не ожидаю. Изменения просто уточнили, что автошколы после проверки должны получить еще и заключение. Думаю, что в предыдущей версии документа про это просто забыли».

Тем не менее эксперт признал, что ученикам стоит проверять, есть ли такой документ у автошколы, чтобы не столкнуться с запретом на сдачу экзамена.

В свою очередь автоэксперт и юрист Катерина Соловьева также считает, что большинство автошкол к этому изменению давно готовы. Однако, по ее словам, «риск столкнуться с недобросовестной автошколой у учеников есть всегда».

При сдаче вождения в ГИБДД разрешат чаще ошибаться
Согласно новому регламенту с 1 апреля будущим водителям при сдаче практики с инспекторами ГИБДД разрешат чаще ошибаться. Сейчас, согласно регламенту, во время проверки «вождения» можно набрать 5 штрафных баллов. С 1 апреля — можно будет уже 7. «В подпункте 186.2 пункта 186 цифру «5» заменить цифрой «7», — говорится в обновленном тексте регламента.

Грубые ошибки:
движение без ремня безопасности
действие или бездействие кандидата, которые привели к необходимости экзаменатора вмешаться в процесс управления
не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество
выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1
пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора регулировщика)
нарушил правила выполнения обгона
нарушил правила выполнения поворота
нарушил правила выполнения разворота
нарушил правила движения задним ходом
нарушил правила проезда железнодорожных переездов
превысил разрешенную максимальную скорость движения
использовал во время движения телефон.
Средние ошибки:
выехал на перекресток или остановился на пешеходном переходе при образовавшемся заторе
нарушил правила остановки или стоянки
не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой
в установленных случаях не снизил скорость и (или) не остановился
нарушил правила перевозки пассажиров
нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
не приступил к выполнению задания экзаменатора (проигнорировал)
допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
допустил ошибку при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом
допустил ошибку при выполнении остановки и начале движения на подъеме и на спуске
допустил ошибку при выполнении остановки для безопасной посадки или высадки пассажиров.

По мнению Матвеева, такая «поблажка» действительно может помочь при сдаче практики, ведь иногда будущие водители допускают мелкие промахи, а потом собираются с силами и успешно сдают тест. Однако он обратил внимание, что во многом экзамен так и остается зависимым от настроения инспектора ГИБДД.

«Придраться можно к любому водителю. Можно гонять кандидата сколько угодно, пока не выполнены все упражнения. Но в целом это изменение правда может помочь — так, допущение одной грубой ошибки ценой 5 баллов еще не будет значить, что водитель не сдал. И это может сработать, что сдавать будут лучше», — считает участник отрасли.

В свою очередь Соловьева считает, что такая поправка связана еще и со стремлением нивелировать строгость формализма в части подсчета штрафных баллов.

«К примеру, тронулся ученик с места, не пристегнулся. Через три метра сам же нажал на тормоз, вспомнил, пристегнулся. Формально это минус балл. И инспектор не может их не минусовать, так как весь процесс чаще всего снимают на камеру. А в данном случае это формальность», — сказала юрист.

3. Переносят сроки для пересдачи экзаменов в ГИБДД
Менее удобными для кандидатов в водители теперь станут сроки для пересдачи экзаменов. Это касается тех, кто не смог успешно сдать вождение после трех попыток. До изменений прийти на четвертую и последующие пересдачи кандидаты могут не ранее, чем через месяц и не позже, чем через 3 месяца.

Так, с 1 апреля 2024 года, если автомобилист не сдал вождение три раза, прийти на следующую пересдачу он сможет уже не ранее, чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Как ранее объясняли в ГИБДД при обсуждении таких изменений, водители использовали пересдачи как возможность «потренироваться». Теперь же кандидатам придется использовать время до последующей пересдачи для более ответственной подготовки.

В свою очередь Матвеев предупредил о дополнительных рисках для тех, кто пересдает экзамен в третий раз и для тех, кто такую попытку провалил.

«Начиная уже с февральского набора все те водители, которые не сдали вождение с третьей попытки, следующий шанс смогут использовать только через 6-9 месяцев. Зная эти ужесточения, ученики, теоретически, должны требовать от автошкол лучше их готовить, чтобы не застрять без прав еще на полгода, — сказал эксперт. — При этом автошколы не превращают людей в водителей автоматически, там только дают навыки. И такие навыки, если их не освежать, быстро стираются. Поэтому если выпускник автошколы через 3 месяца так и не сел за руль, в дальнейшем это будет сделать только труднее».

Он также отметил, что из-за дополнительных переживаний остаться еще на полгода без удостоверения сдать «вождение» с третьей попытки станет еще сложнее.

«Поэтому третья попытка будет теперь почта всегда провальной, потому что водитель будет думать, что ему надо будет опять брать дополнительные уроки, тратить время и деньги. Сейчас несколько часов дополнительного наката будут стоить около 15 тыс. руб. при цене обучения в 20 тыс. В дальнейшем есть риск, что такой провалившийся ученик просто забудет, отложит обучение, а через полгода вспомнит, что надо бежать пересдавать. И надо будет опять брать уроки вождения. А ведь у него еще и сданная «теория» сгорает через полгода», — предупредил участник отрасли.

При этом, по мнению Матвеева, изменения с увеличением срока ожидания последующей пересдачи связано скорее с нехваткой принимающих экзамены инспекторов ГИБДД, нежели с заботой о повышении безопасности на дорогах.

4. К экзаменам ГИБДД допустят не всех
Изменения также принесут запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД в ряде дополнительных случаев. С 1 апреля не разрешать сдавать экзамен или выдавать водительские удостоверения следующим лицам:

лишенным водительских прав;
тем, кто не выполнил условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
тем, кого поймали на езде в нетрезвом виде или на отказе проходить медосвидетельствование (таким водителям нельзя будет сдавать экзамен в течение года с момента исполнения постановления);
лишенным права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением автомобиля.
5. Часть водительских удостоверений перестанут действовать
Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», части автомобилистов в России после 1 апреля 2024 года придется пересдавать на права. Иначе их водительские удостоверения перестанут действовать.

Недействительными водительскими правами в России начнут считать:

иностранные национальные и международные водительские удостоверения по истечении одного года с даты получения иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России;
полученные россиянами за границей иностранные национальные водительские удостоверения по истечении одного года с даты первого въезда в Россию после получения таких прав.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России.

Таким образом, если, к примеру, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там, а 1 апреля 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД и оформление российского документа. Если такой же российский автомобилист с иностранным водительским удостоверением въедет в Россию 1 июня 2024 года, у него также будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года. С иностранцами логика такая же — после получения ВНЖ или гражданства России на замену прав у них также будет один год.

Чтобы получить водительские удостоверения российского образца, пересдать придется только теорию.

Если не переучиться на права, при встрече с инспекторами ГИБДД будет считаться, что прав у таких водителей нет вообще. За это последует штраф по ч.1. ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством): от 5 тыс. до 15 тыс. рублей.

 
18 Апреля 2021

Первое коллективное обращение автошкол по поводу нового регламента отправляем начальнику ГУ ОБДД генералу Черникову М.Ю.

Обращение подписало 375 автошкол, цифра хорошая — есть шанс, что уронят не в корзину, а прочитают. И может быть даже примут меры. В общем, ждём официал

Обращение в ГУ ГИБДД Черникову М Ю

Читайте нас: